Заучивание десяти слов
Цель исследования
Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Она была предложена А.Р. Лурия, и используется для оценки состояния непосредственной памяти больных, утомляемости, активности внимания.
Экспериментальный материал
Никакого специального оборудования не требует. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.
Форма протокола.
лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед | огонь |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
Спустя час |
Процедура исследования
Инструкция состоит из нескольких этапов. В данном исследовании необходима очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдение условий исследования.
Инструкция в первый раз произносится следующим образом: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил испытуемый. Затем опыт снова повторяется, в 3, 4, 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемому удалось воспроизвести все слова после 2-3 раза, продолжать задание нецелесообразно.
В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время опыта допускать нельзя. А лишние слова и слова повторяющиеся отмечаются в протоколе.
После пятикратного повторения слов, спустя 50-60 минут, снова спрашивают у исследуемого эти слова (без напоминания).
Обработка данных
По протоколу исследования составляется «кривая запоминания». По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания больных.
У здоровых исследуемых как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6,8,9, или 5,7,10. К третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.
Мнение врача:
Исследования памяти – 10 слов, Пиктограмма, вызывают большой интерес среди врачей. Эти методы позволяют более точно изучать состояние памяти у пациентов, что является важным шагом в диагностике и лечении различных неврологических и психических расстройств. Врачи отмечают, что использование пиктограмм и коротких слов позволяет более эффективно оценивать когнитивные функции у пациентов всех возрастов. Эти методы также могут быть полезны при ранней диагностике болезней, связанных с ухудшением памяти, что позволит начать лечение на более ранних стадиях и улучшить прогноз заболевания.
Опыт других людей
“Исследования памяти – 10 слов, Пиктограмма” вызывают восторженные отзывы. Люди отмечают простоту и понятность материала, который помогает улучшить память и концентрацию. Они выделяют удобный формат и доступный язык, благодаря которым курс становится полезным для всех. Многие отмечают значительное улучшение памяти и увеличение продуктивности после прохождения обучения.
Пиктограмма
Цель исследования:этот метод, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций больных. Б.Г. Херсонский отмечает следующие преимущества пиктограммы:
- Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности, она позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого.
- Широкий диапазон чувствительности способствует более полному отражению психопатологической симптоматики в результатах исследования и делает методику одним из лучших инструментов патопсихологического диагноза. Многие исследователи (Б.В.Зейгарник, С.В.Логинова, С.Я.Рубинштейн, В.М.Блейхер, Л.С.Драгунская) отмечают широкие возможности использования данной методики в клинике при диагностике шизофрении, при исследовании больных с органическими заболеваниями ЦНС, при этом может быть выявлена и очаговая симптоматика.
- В результатах пиктограммы находят отражение эмоциональные расстройства, в частности депрессия, гипомания. Еще Г.В. Биренбаум отметила высокую эффективность пиктограммы в диагностике истерии.
Экспериментальный материал
Для проведения исследования необходимо иметь несколько листков бумаги формата А4, простой карандаш, ластик.
Несколько листков кладется для того, чтобы испытуемый не чувствовал себя ограниченным размерами одного листа, а также для того, чтобы определить силу давления карандаша на бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминания. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:
- веселый праздник
- дружба
- тяжелая работа
- темная ночь
- развитие
- печаль
- вкусный ужин
- справедливость
- смелый поступок
- сомнение
- болезнь
- теплый ветер
- счастье
- обман
- разлука
- богатство
- ядовитый вопрос
- голодный ребенок
Данный набор в большинстве случаев дает необходимый материал для анализа. Его достоинством является то, что он свободен от понятий, которые при обычной технике рисования могут быть легко переданы графически.
Процедура исследования
Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память. Спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запомнить – «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и экспериментатор произносит текст инструкции:
«На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и словосочетания, которые вы должны будите запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло бы помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают».
Инструкцию следует предъявлять один раз, повторение ее допускается лишь в ответ на прямую просьбу испытуемого.
Психологу не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи человек не устанавливал. Но если рисунки его слишком много предметны, можно попросить его рисовать немного быстрее. Очень важным являются комментарии испытуемого по поводу нарисованного им образа.
Если испытуемый ничего не говорит и рисует молча, экспериментатор должен спросить, что он нарисовал и как это поможет ему запомнить данное слово или словосочетание. Протокол ведется по следующей схеме:
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Воспроизведения спустя час |
После выполнения задания (от 12 до16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону. В конце исследования (спустя час) предлагают припомнить по рисункам заданные слова.
Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно – с начала, другое – с конца.
Можно предложить записывать под рисунком слово или выражение, которое ему было задано. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог ему рисунок.
Обработка данных
При анализе результатов исследования прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли человеку обобщенная символизация слова.
Может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ. Так, например, для слов «тяжелая работа» он может нарисовать лопату или молоток, человека с грузом, для слов «сомнение» – развилку дорог (куда пойти?).
Для интеллектуально неполноценного больного такая задача трудна.
При легкой умственной недостаточности больной оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» – кровать. «Вкусный ужин» – стол, тарелки.
Но такие слова как справедливость, сомнение, развитие, остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии.
Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у больных эпилепсией, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит.
Так же стоит отметить, что эти же категории больных рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал следующее слово.
Адекватность ассоциаций
Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций.
Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи, которые служат средством запоминания заданного слова и опосредуют его. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы, или бокал вина; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком.
Больные же часто устанавливают неадекватные связи, которые могут проявляться различно, в зависимости от нозологической принадлежности.
Например, больные шизофренией могут устанавливать связи которые будут носить громоздкий, заумный характер и могут свидетельствовать о искажении процессов обобщения и нарушении эмоционально-волевой сферы.
Например, при запоминании слова «сомнение», больной рисует речку и объясняет это так: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка – это есть Неглинка – речка». В другом случае для запоминания слов «вкусный ужин» больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях приходит к этому так: «Вкусный ужин это значит хорошо пахнет… запах… нарисую уборную».
В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных достигают такой степени, что к разным словам больные рисуют лишь черточки, галочки.
Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений.
Так, например, можно встретить следующие варианты запоминания: «теплый ветер» я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; «вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша; «веселый праздник» – у меня праздников не бывает». Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у больных эпилепсией и людей страдающих некоторыми видами психопатий.
В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова.
Если больные ко всем эмоционально-значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы (например, «счастье» – солнце, «печаль» плохая погода), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.
Особенности
Последний критерий по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, – это критерий запоминания. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы.
Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме. Это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связывать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.
Если же легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое сочетание наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.
Однако, следует помнить, что пиктограмму важно оценивать в целом. По общему характеру выбираемых больным образов, а не по отдельным ассоциациям.
Частые вопросы
Какие методы используются в исследованиях памяти?
Исследования памяти могут использовать различные методы, такие как тестирование на запоминание слов, использование пиктограмм для проверки визуальной памяти, а также нейрофизиологические методы, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI) и электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Какие результаты могут быть получены из исследований памяти с использованием 10 слов?
Исследования памяти с использованием 10 слов могут позволить ученым изучить способность запоминания информации, скорость воспроизведения слов, а также эффективность различных стратегий запоминания, что может привести к пониманию процессов памяти и разработке методов ее улучшения.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении списка 10 слов для исследования памяти, попробуйте использовать метод ассоциаций, связывая каждое слово с каким-то образом или событием. Это поможет улучшить запоминание.
СОВЕТ №2
При работе с пиктограммой, обратите внимание на детали и особенности каждого изображения. Попробуйте создать свои ассоциации и истории на основе пиктограмм, чтобы улучшить запоминание и понимание информации.