Синдром выученной беспомощности- это психологическое состояние, при котором человек не может избежать аверсивного стимула, даже если есть возможность убежать, так как был вынужден исполнять это раньше, и теперь не контролирует его.
Выученная беспомощность – психическое состояние, при котором организм вынужден терпеть отвращение на раздражители, которые болезненны или неприятны, становится неспособным или не желающими избегать последующих столкновений с этими стимулами, так как ложно решил, что не может контролировать ситуацию.
Теория
Теория приобретенной беспомощности была разработана американским психологами Steven F. Maier и Мартином Е. П. Селигманом, Университет Пенсильвании в конце 1960-х, 70-х годов.
Проводя экспериментальные исследования, которые были разработаны как вариация знаменитого эксперимента «классического обусловливания» Павлова, Селигман случайно обнаружил, что собаки, получавшие неизбежные поражения электрическим током, не смогли принять меры при последующих ситуациях – даже те, которые были возможны – побег или уклонение.
Эксперимент был воспроизведен с людьми (с использованием громкого шума, а не электрических ударов), дал аналогичные результаты. Селигман придумал термин «выученная беспомощность» для описания результатов.
Синдром выученной беспомощности с тех пор стал основным принципом поведенческой теории, демонстрируя, что предыдущее обучение может привести к резкому изменению поведения. Она объяснила, почему люди принимают и остаются пассивными в негативных ситуациях, несмотря на явную способность их изменить.
Мнение врача:
Выученная беспомощность – это состояние, когда человек, столкнувшись с трудностями или стрессом, не видит возможности изменить ситуацию. По мнению врачей, такое состояние может привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья. Люди, склонные к выученной беспомощности, часто становятся более уязвимыми для депрессии, тревожных расстройств и других психических проблем. Кроме того, это состояние может привести к ухудшению иммунной системы и общему ухудшению физического состояния. Поэтому важно обращаться за помощью к специалистам, чтобы научиться справляться с трудностями и не погружаться в выученную беспомощность.
Открытие
Ученые экспериментировали на собаках, вырабатывая условный рефлекс: когда звонил колокол давали пищу, у собаки вырабатывалась слюна. Позже, если просто звонили в колокольчик, животные выделяли слюну. Затем профессор Селигман попытался экспериментировать, сдерживая собаку безвредными электрическими ударами.
Собаки помещались в коробку, которая содержала две камеры, разделенные низким барьером. Пол был электрифицирован с одной стороны. Собаки, ранее подвергшиеся классическому обусловливанию, не пытались убежать, несмотря на то, что избежать шока можно было просто перепрыгнув через небольшой барьер.
Для исследования этого явления, разработали еще один эксперимент.
- В первой группе собаки были привязаны к упряжкам в течение определенного периода времени, а затем отпущены.
- Собаки во второй группе были помещены в одни и те же ремни безопасности, но подвергались электрическим ударам, которых можно было избежать, нажимая панель носами.
- Третья группа получила те же удары, что и во второй, за исключением того, что не могли контролировать шок. Для собак третьей группе шок казался совершенно случайными и вне их контроля.
Собаки затем помещали в короб. Животные первой и второй группы быстро узнали, что прыжок через барьер устраняет шок. Однако участники третьей группы не пытались уйти от боли. Из-за своего предыдущего опыта они разработали когнитивное ожидание, что ничто не предотвратит, не устранит потрясения.
Эта же теория применяется и к поведению человека, объясняя психологию депрессии. Человек попадает в депрессию, потому что пережил сложные отношения или потерял любимого человека, был жертвой физического, психического насилия или пережил тяжелое заболевание.
Однако депрессия также может быть генетической, у людей с низкой самооценкой, пессимистическим мышлением, которые не могут справиться со стрессом.
Симптомы
Выученная беспомощность – это когда человек начинает полагать, что у него нет контроля над ситуацией.
Рассмотрим один часто используемый пример: ребенок, плохо выполняющий математические тесты и задания, быстро начнет ощущать, что ничто не повлияет на его математическую работу. Когда позже сталкивается с любым типом математических заданий, он испытывает чувство беспомощности.
Приобретенная беспомощность связана с несколькими различными психологическими расстройствами. Депрессия, беспокойство, фобии, застенчивость, одиночество могут быть усугублены выученной беспомощностью.
Одиночество
Например, женщина, которая стесняется в социальных ситуациях, может почувствовать, что ничего не может сделать, чтобы преодолеть симптомы. Это ощущение, что симптомы находятся вне ее непосредственного контроля, заставляют ее перестать пытаться вовлечь себя в социальные ситуации, тем самым делая ее застенчивость еще более выраженной.
Однако исследователи обнаружили, что синдром не всегда обобщается во всех ситуациях. Ученик, который испытывает беспомощность в отношении математики в школе, не обязательно испытывает ту же беспомощность, когда сталкивается с выполнением расчетов в реальном мире.
Итак, что это объясняет? Почему некоторые люди развивают беспомощность, а другие нет? Почему синдром специфичен для некоторых ситуаций?
Опыт других людей
“Выученная беспомощность” – это психологическое состояние, когда человек убежден, что он не в состоянии изменить свою жизнь или справиться с трудностями. Многие люди, столкнувшись с этим состоянием, чувствуют потерю контроля над своей жизнью и надежду на изменения. Последствия “выученной беспомощности” могут быть серьезными, включая депрессию, беспомощность и отсутствие мотивации. Однако, осознание этого состояния и поиск помощи у специалистов может помочь преодолеть его и начать движение к позитивным изменениям.
Последствия
Многие исследователи считают, что атрибуция или объяснительные стили играют определенную роль в том, как люди влияют на синдром выученной беспомощности. Эта точка зрения предполагает, что стиль индивидуума объяснять события помогает определить, будут ли он развивать расстройство.
Пессимисты
Пессимистический объяснительный стиль связан с большей вероятностью переживания приобретенной беспомощности. Люди с этим объяснительным стилем склонны рассматривать негатив как неизбежный, склонны нести личную ответственность за негативные события.
Основные последствия:
- Нарушение эмоций: подавленное настроение.
- Плохое здоровье: Повышенная уязвимость к болезням делает их очень слабыми.
- Недостаток удовлетворенности работой: невозможно улучшить производительность, отсутствие концентрации, неспособность выполнять задачи по решению проблем.
- Пессимизм: всегда думает, что не сможет.
- Низкая самооценка: самобичевание.
- Отсутствие мотивации: нелегко мотивироваться другими или самим собой.
- Отсутствие социальных навыков: застенчивость, плохие межличностные отношения, привыкание к изоляции.
- Одиночество: нет друзей, не чувствует себя любимым.
- Суицидальные черты: Человек постоянно думает о смерти, поскольку чувствует, что бесполезен.
- Злоупотребление детьми: когда родители чувствуют, что не могут контролировать своего ребенка, они склонны отказаться от него и перестать заботиться, даже не осознавая, что тот находится под влиянием выученной беспомощности. Это приводит к жестокому обращению с детьми.
- Тревога: чувство страха, беспокойства, перегруженности.
Синдром выученной беспомощности используется для защиты от любых неудач. Многие люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут даже не знать об этом и, следовательно, не могут ее преодолеть, поскольку это становится их образом жизни.
Как преодолеть
Если долгое время живете с человеком, страдающим от расстройства личности, ваша самооценка, возможно, равна нулю. Возможно, вы потратили много энергии, сосредоточились на другом человеке, пытаясь изменить свое поведение. Вы чувствуете себя бессильным, безнадежным, беспомощным.
Тем не менее, важно помнить, что, хотя вы не контролируете, не влияете на другого человека, зато имеете полный контроль и влияние на свое поведение. Нужно попытаться снять фокус с других людей на себя. Иначе, скорее всего, будете лежать и впадать в депрессию.
Это означает, что для того, чтобы оставаться психически здоровым, придется начинать действовать более независимо от человека с психическим заболеванием. Возможно, нужно перестать искать одобрение ваших решений, перестать просить разрешения позаботиться о себе, перестать позволять им играть ведущую роль в ваших отношениях.
Инфо Если вы тот, кто психически здоров, нужно самому принимает решения о том, что лучше для вас.
Это не эгоизм
Это может показаться эгоистичным. Многие выражают дискомфорт или сопротивление вначале лечения. Они ощущают чувство вины или стыда при «отказе» или «пренебрежении» партнером, родителем.
Хуже того, партнер или родитель отрицательно реагируют на любую независимую мысль и начинают обвинять в том, что они не заботятся, отказываются от них.
Если испытываете нежелание, чувство вины, страх, важно помнить, что, заботясь о себе, вы не действуете эгоистично. Напротив, делаете самую благоприятную вещь для родителей, супруга. В конце концов, ни один умственно здоровый человек не хотел бы, чтобы любимый пренебрегал собой или делал себя больным или бессильным.
Когда люди чувствуют, что у них нет контроля над ситуацией, они начинают вести себя беспомощно. Это бездействие заставляет людей игнорировать возможности для облегчения или изменения.
Так что же люди могут сделать, чтобы преодолеть это? Когнитивно-поведенческая терапия – форма психотерапии, которая может быть полезной для преодоления мышления и моделей поведения, которые способствуют выученной беспомощности.
Способы
- Медитация: один из самых известных методов лечения многих психологических расстройств. Вы должны практиковать медитацию таким образом, который вам подходит, чтобы почувствовать изменение и позитивность.
- Признать расстройство. Человек должен знать, что переживает психологическое расстройство, понимает его последствия, симптомы, чтобы распознать проблему.
- Выявить причину: попробуйте выяснить, что заставляет вас чувствовать беспомощность, понять проблему. Это не позволит впасть в депрессию при шоковых эмоциях.
- Будьте позитивны: не бойтесь падать или терпеть неудачу.
- Удалите психические блокировки. Всегда помните, что неудача – это ступень к успеху. То, что произошло раньше, больше не повторится.
Учитесь на своих прошлых ошибках и идите вперед.
- Возьмите на себя ответственность: жизнь ваша. Делайте то, что нравится, а не то, что нравится другим.
- И, наконец, двигайтесь дальше. Это лучшее, что нужно сделать, поскольку мы знаем, что не можем контролировать или владеть кем-либо.
Нет никакого смысла помнить обиды и прошлые события. Все делают ошибки, просто отпустите. Однако убедитесь, что вы имеете свою точку зрения, и не нужно никого подавлять.
Мы часто обвиняем сказки за то, что отвлекают нас от реальности, ведут к мифическим целям. Но я верю, что мечты сбываются. Вы можете идти к своей мечте, цели, просто верьте, что это сделаете, всего добьетесь.
Вывод
В своей книге «Беспомощность» (1975) Селигман утверждал, что в результате этих негативных ожиданий другие последствия сопровождают неспособность или нежелание действовать, в том числе низкая самооценка, хроническая неудача, грусть, физическая болезнь.
Теория приобретенной беспомощности применяется ко многим ситуациям и поведению:
- клиническая депрессия,
- старение,
- насилие в семье,
- нищета,
- дискриминация,
- воспитание детей,
- успехи в учебе,
- злоупотребление наркотиками,
- алкоголизм.
Критики, утверждали, что из экспериментов Селигмана могут быть сделаны различные выводы. Поэтому широкие обобщения, наиболее часто встречающиеся в областях клинической депрессии и академических достижений, не обоснованы.
Например, применение теории к клинической депрессии рассматривается как упрощение болезни. Так как не учитывает сложные когнитивные процессы, связанные с ее этиологией, выраженностью и проявлением
Синдром выученной беспомощности оказывает глубокое влияние на психическое здоровье и благополучие. Люди, испытывающие его, также имеют симптомы депрессии, повышенные уровни стресса, меньшую мотивацию к уходу за своим физическим здоровьем.
Поговорить со своим врачом о шагах, которые надо предпринять для избавления от такого типа мышления.
Частые вопросы
Каковы основные признаки выученной беспомощности?
Основные признаки выученной беспомощности включают повышенную тревожность, отсутствие мотивации к изменениям, убеждение в том, что ничего нельзя изменить, и избегание новых ситуаций из-за страха провала.
Как выученная беспомощность влияет на психическое здоровье?
Выученная беспомощность может привести к ухудшению психического здоровья, так как она усиливает чувство беспомощности и беспокойства, что в свою очередь может привести к депрессии и тревожным расстройствам.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь осознать свои мысли и установить, какие из них могут быть связаны с выученной беспомощностью. Запишите их, чтобы лучше понять свои эмоции и реакции.
СОВЕТ №2
Обратитесь к профессионалу – психологу или психотерапевту, чтобы получить помощь в преодолении выученной беспомощности и развитии новых стратегий поведения.
СОВЕТ №3
Изучите литературу по самопомощи и развитию личности, чтобы найти методики и упражнения, которые помогут вам преодолеть выученную беспомощность.